1) Какие существуют формы устройства детей- сирот?

Усыновление (удочерение) – приоритетная форма устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.
Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

2) В чем отличие опеки от приемной семьи?

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре.То есть одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание ее возникновения — договор о создании приемной семьи.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
В данном случае не может быть заключен трудовой договор. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.
Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, в то время как приемный родитель получает вознаграждение, в соответствии с условиями договора о приемной семье.
Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. В приемной семье опекунами или попечителями могут быть оба приемных родителей в отношении несовершеннолетнего ребенка. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

3) В каких случаях устанавливается опека (попечительство)?

Законом предусмотрены следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):
1) Факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 121 Семейного Кодекса Российской Федерации) в связи с:
• — смертью родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);
• — лишением (ограничением) их родительских прав;
• — признанием родителей недееспособными;
• — болезнью родителей; длительным отсутствием родителей;
• — уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
• — отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
• — созданием действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
• — иными случаями отсутствия родительского попечения (в том числе признание родителей без вести отсутствующими, письменное согласие родителей на усыновление, подкидывание ребенка, пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы и др.).
• 2) Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (статья 62 Семейного Кодекса Российской Федерации).
4) Что такое патронат?
Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным родителям (воспитателям), финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Законодательством Новосибирской области не предусмотрено создание патронатных семей.

5) Кто может стать опекуном, попечителем, приемным родителем?

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:
• — совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);
• — дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
• Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
• — лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);
• — лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
• — лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
• — бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
• — лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
• — лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. № 542, при этом Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332);
• — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 семейного Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:
• — нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);
• — способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);
• — отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);
• — желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).
Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6) Существуют ли ограничения по возрасту для приемных родителей?

Возрастных ограничений для приемных родителей нет, однако при создании приемной семьи учитывается способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей. Разумеется, если человек находится в глубокой старости и сам нуждается в постороннем уходе, орган опеки и попечительства вряд ли назначит такого гражданина опекуном несовершеннолетнего.

7) Какие права и обязанности есть у приемных родителей, опекунов или попечителей?

Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.
Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в органах государственной власти, иных организациях, независимо от форм собственности.
Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
— Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
— Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
— Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии). При этом опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;
— Обеспечить получение ребенком основного общего образования. Опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования;
— Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
— Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
— Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных.
Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:
— Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;
— Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
— Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие);
— Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.
— Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;
— Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
— Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;
— Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.
Опекуны и попечители не вправе:
— Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;
— Представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками;
— Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка;
— Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат;
— Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства;
— Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок;
— Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Опекуны и попечители вправе:
— Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка;
— Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства.
В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов.
Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
Ответственность опекунов и попечителей:
— Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных;
— Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.
При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

8) Куда следует обращаться, если Вы приняли решение о принятии ребенка на воспитание в свою семью?

Для получения достоверной информации о процессе организации приемной семьи, а также для решения вопроса о возможности постановки на учет в качестве кандидата в приемные родители, необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства.

9) Какие документы необходимы при обращении в органы опеки и попечительства?

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
— заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление). Гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность;
— справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
— выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
— справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;
— медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
— письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
— копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
— автобиография.
Следует отметить, что медицинское заключение действует в течение 3-х месяцев, поэтому его целесообразно оформлять в последнюю очередь, поскольку пока Вы будете проходить подготовку, у медицинского заключения может истечь срок действия.

10) Каков дальнейший порядок действий?

Специалисты органа опеки и попечительства рассматривают все представленные документы и составляют акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в семью. После этого орган опеки и попечительства выносит решение о возможности быть приемными родителями.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора).
При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется. Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:
1. получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
2. обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:
1. познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
2. ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;
3. подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:
• — заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
• — заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;
• — заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).
Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.
В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.
При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.
При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.
Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.
Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

11)Какую информацию о ребенке может получить кандидат в приемные родители?

Руководитель учреждения (или лицо, исполняющее его обязанности) обязан:
• — предоставить кандидатам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент;
• — разъяснять кандидатам их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения);
• — обеспечить кандидатам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.
Эти обязанности закреплены в пп. 11 и 12 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275, в Приказе Минздрава РФ № 369, а также в пп. 101 и 102 Правил подбора кандидатов в опекуны, утв. Постановлением Правительства РФ № 423.
Обратите внимание, что согласно Правил передачи детей на усыновление и Правил подбора кандидатов в опекуны кандидаты не только имеют право, но и обязаны наладить личный контакт с ребенком и знакомиться с его личным делом и медицинской картой. На руководителя учреждения, виновного в не предоставлении сведений на ребенка или совершении иных действиях, препятствующих его семейному устройству, может быть наложена административная ответственность.
Что касается приемной семьи, то следует добавить, что согласно п. 8 Правил создания приемной семьи, утв. Постановлением Правительства РФ № 423, организация для детей-сирот, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

12) Что такое временная передача детей в семьи?

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).
Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
Срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 1 месяц.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка.
При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 3 месяца.
Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.
При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.
Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.
Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:
• — лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• — лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
• — бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• — лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• — лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• — лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
• — лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление:
• — копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
• — справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• — выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
• — справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.
Кроме указанных документов гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней с даты получения от гражданина заявления проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина.
На основании представленных документов и акта обследования жилищных условий орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 1 года с даты его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:
• — копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;
• — справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме и психических заболеваний.
Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением.
Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 3 месяцев с даты их выдачи.
В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.
При этом гражданин может:
• — брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• — выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• — пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.
Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
• — заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);
• — копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
• — заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
• — согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.
Решение о временной передаче ребенка в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств.
Передача ребенка в семью гражданина не допускается, если:
• — это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
• — выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:
• — осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;
• — оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:
• — нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;
• — получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;
• — предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
• — по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• — в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

13) Как долго может длиться процедура усыновления, создания приемной семьи?

Многое зависит от того, как долго будет происходить подбор ребенка. В некоторых случаях приемные родители очень быстро определяются с выбором, в других – месяцами ищут ребенка в учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление требует судебной процедуры, многое зависит от того суда, где будет производиться усыновление. Как показывает практика, некоторые суды назначают дело к рассмотрению практически незамедлительно, другие – напротив, выдерживают паузу в несколько недель. Поэтому указанный вопрос сугубо индивидуальный.

14) Можно ли принимать на воспитание в семью ребенка из другого региона, страны?

Подбор ребенка не ограничивается пределами одного региона. Кандидат в замещающие родители может обратиться к любому оператору банка данных о детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей на территории страны. Передача ребенка, находящегося за пределами нашего государства, на воспитание в семью регулируется законодательством той страны, где находится ребенок.