Педагогическая деятельность

Подразделение коррекционной педагогики в Севастопольском Доме ребёнка проводит психолого-педагогическую реабилитацию нуждающихся в этом детей, в том числе детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.
Задачи психолого-педагогической реабилитации:

  • Оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
  • Развитие познавательных способностей и интеллекта;
  • Формирование навыков общения и коррекция поведения;

Используются такие методы, как игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия.
В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:

  • Совместное с родителями проведение занятий;

Педагогическая деятельность

  • Семейное консультирование.

Педагогическая деятельность

Совершенно очевидно, что эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов  Дома ребёнка.

Направления работы:

Психотерапия и психокоррекция
Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.

Педагогическая коррекция
Она носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными педагогами учреждения. Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению.
В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.

Педагогическая деятельность

Логопедическая коррекция
В ходе развития речи детей используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность

Специалисты  подразделения разрабатывают приоритетные направления работы: развитие мелкой моторики, водная терапия (акватерапия), муз-терапия, арт-терапия, песочная терапия.

Развитие мелкой моторики
На коррекционно-развивающих занятиях решаются следующие задачи:
1. Развитие двигательной активности детей:

  • Нормализация мышечного тонуса рук;
  • Совершенствование движений.

Педагогическая деятельность

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:

  • Развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • Тренировка правильного способа удержания предмета;
  • Развитие моторики в соответствии со звучащим текстом;
  • Развитие движений пальцев рук;
  • Формирование правильного захвата.

Педагогическая деятельность

3. Развитие зрительно-моторной координации:

  • Рисование пальцем;
  • Пальчиковые игры;
  • Ориентировочно-поисковые действия.

Педагогическая деятельность

4. Стимуляция развития речи:

  • Активизация звукоподражания;
  • Пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • Соотнесение действия со словом;
  • Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

Водная терапия как средство развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом

Водная терапия для развития мелкой моторики у детей с ДЦП позволяет нам решать такие задачи как снятие мышечного тонуса, формирование и развитие движений рук, развитие зрительно – моторной координации, стимулирование речевой деятельности, снятие эмоционального напряжения.

Водная терапия применяется нами в комплексе мероприятий по развитию общей и мелкой моторики.

Педагогическая деятельность


Технологии психолого-педагогической реабилитации:

Игровая терапия
Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные.
В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – сюжетные игры. Для этого специально создано игровое пространство.

Педагогическая деятельность

Арттерапия

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Связана АРТ-ТЕРАПИЯ, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).
Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.
Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж.
Педагогическая деятельность

Песочная терапия
Песочная терапия — один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок.
Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт–терапевтические средства и материалы.

Педагогическая деятельность
Вода оказывает расслабляющее влияние на детей. Отличное занятие для гиперактивных и невротичных детей. Водная терапия является одним из эффективных методов коррекции психоэмоциональной сферы. Занятия в теплой воде расслабляют мышцы рук, подготавливают к дальнейшей нагрузке.

Сказко-терапия
Сказко-терапия — это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой.
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Мы используем психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.
Сказко-терапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказко-терапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Таким образом, значение сказко-терапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

Педагогическая деятельность

Монтессори-педагогика
Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития.
Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

Педагогическая деятельность

Мы используем несколько крупных разделов Монтессори-педагогики:

  • Упражнения в повседневной жизни;
  • Развитие чувств (сенсорное развитие);
  • Умственное развитие;
  • Развитие речи.

Педагогическая деятельность

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА
Сенсорная комната в Доме ребёнка расположена на 1-м этаже, на площади 25 кв. метров и представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.
Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать специалисту с ребенком. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.

Педагогическая деятельность

Специальное оборудование сенсорной комнаты включает в себя два функциональных блока:

  1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии.
  2. Активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), тактильный коридор.

Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сенсорная комната — это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Педагогическая деятельность
Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом и дефектологом, для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых и детям, и взрослым. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка.
Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие.
В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая деятельность
А если, наоборот, ребенок вял и пассивен? В таком случае необходимо его активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, с цветным сухим душем, зеркальным шаром помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
В Сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности.
Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста — 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми.
Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

  • гармонизация психоэмоционального состояния всех участников, как детей, так и родителей;
  • развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование сенсорных процессов детей;
  • развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
  • осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
  •  развитие навыков позитивного общения.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, а также их родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
Педагогическая деятельность
Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологу решать дополнительные задачи:
— коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка;
— постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка;
— коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых, как гиперопека к оптимальным взаимоотношениям;
— коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его «маленьких» успехов;
— осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его развития и воспитания;
— повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Обстановка Сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей.
Эффективность работы сенсорной комнаты:

  • снижение агрессивного и беспокойного поведения,
  • улучшение эмоционального состояния,
  • снятие стресса, снижение тревожности,
  • повышение порога сенсорной чувствительности,
  • восстановление коммуникативной функции, развитие.