Защита прав детей
Защита прав несовершеннолетних в условиях Дома ребенка
Социально — педагогическую и юридическую деятельность в Доме ребенка осуществляет социальный педагог. Социальный педагог осуществляет защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних воспитанников Дома ребенка.
В своей работе руководствуется следующими документами: Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, ФЗ от 24.04.08 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ГПК РФ и другими нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Коми и Российской Федерации.
Согласно ФЗ от 24.04.08 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», СК РФ ст.155.2, Гражданского кодекса РФ ст. 35 п. 4 «Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации».
Представителем в судебных и иных органах по защите прав и интересов воспитанников, посредником между учреждениями в интересах воспитанников выступает социальный педагог
Основными направлениями деятельности социального педагога Дома ребёнка являются:
-защита личных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, детей временно помещённых в Дом ребёнка.
— оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и методической помощи законным представителям, кандидатам в приёмные родители по вопросам воспитания, обучения и развития детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения или лишения их родительских прав;
— содействие социализации воспитанников учреждения;
Социальный педагог, выполняя функции администрации Дома ребёнка, как законного представителя детей определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем воспитанников, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
Кроме того:
- выступает посредником между:
— воспитанниками и учреждением,
— воспитанниками и родственниками,
— воспитанниками и специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств;
- Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;
- Организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников Дома ребёнка, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
- Взаимодействует с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;
- Взаимодействует с исполнительной службой, пенсионным фондом, банками и др. организациями, представляя интересы детей;
- Принимает меры по восстановлению нарушенных прав детей, защите личных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;
- Представляет интересы и защищает права воспитанников в судебных процессах по лишению родительских прав, ограничению в родительских правах, восстановлению в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, взысканию алиментов, усыновлению (удочерению) и др.;
- Представляет интересы детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;
- Своевременно оформляет пособия, пенсии, сберегательные вклады, контролирует перечисление средств на счета детей;
- Направляет информацию и документы для постановки на учёт по усыновлению детей, поддерживает связь с региональным оператором по усыновлению;
- Составляет исковые заявления для рассмотрения в суде о взыскании алиментов, о лишении родительских прав и т.п.;
- Оформляет личные дела воспитанников Дома ребёнка.
- Готовит сводные отчеты, статистические данные, развернутые списки воспитанников, своевременно передает информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Готовит проекты ответов на запросы различных органов, обращения граждан;
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы Дома ребёнка, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам, (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание дети из Дома ребёнка;
- Организует и координирует действия медицинских работников и педагогов по проведению мероприятий и своевременному оформлению документации в отношении детей, оставшихся без родительского попечения;
- Содействует развитию преемственности в работе учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
- Оказывает содействие устройству на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) ребёнка или принять под опеку ребёнка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей;
- Оказывает консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и методическую помощь законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения или лишения их родительских прав;