Защита прав детей

Защита прав несовершеннолетних в условиях Дома ребенка

 Социально — педагогическую и юридическую деятельность в Доме ребенка осуществляет  социальный  педагог.  Социальный  педагог осуществляет защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних воспитанников Дома ребенка.

 В своей работе руководствуется следующими документами: Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, ФЗ от 24.04.08 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ГПК РФ и другими нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Коми и Российской Федерации. 

 Согласно ФЗ от 24.04.08 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», СК РФ ст.155.2, Гражданского кодекса РФ ст. 35 п. 4  «Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации».

 Представителем в судебных и иных  органах по защите прав и интересов воспитанников, посредником между учреждениями в интересах воспитанников выступает  социальный педагог 

 

Основными направлениями деятельности социального педагога  Дома ребёнка являются:

-защита личных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот,   детей, оставшихся без родительского попечения, детей временно помещённых в Дом ребёнка.

— оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и методической помощи законным представителям, кандидатам в приёмные родители по вопросам воспитания, обучения и развития детей  в целях профилактики отказа  родителей от воспитания своих детей, ограничения  или  лишения их родительских  прав;

— содействие социализации воспитанников учреждения;

Социальный педагог, выполняя функции администрации Дома ребёнка,  как законного представителя детей определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем воспитанников, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

Кроме того:

  • выступает посредником между:

— воспитанниками и учреждением,

— воспитанниками и родственниками,

— воспитанниками и специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств;

  • Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;
  • Организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников Дома ребёнка, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
  • Взаимодействует с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;
  • Взаимодействует с исполнительной службой, пенсионным фондом, банками и др. организациями, представляя интересы детей;
  • Принимает меры по восстановлению нарушенных прав детей, защите личных и имущественных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;
  • Представляет интересы и защищает права воспитанников в судебных процессах по лишению родительских прав, ограничению в родительских правах, восстановлению в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, взысканию алиментов, усыновлению (удочерению) и др.;
  • Представляет интересы детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;
  • Своевременно оформляет пособия, пенсии, сберегательные вклады,  контролирует перечисление средств на счета детей;
  • Направляет информацию и документы для постановки на учёт по усыновлению детей, поддерживает связь с региональным оператором по усыновлению; 
  • Составляет исковые заявления для рассмотрения в суде о взыскании алиментов, о лишении родительских прав и т.п.;
  • Оформляет личные дела воспитанников Дома ребёнка.
  • Готовит сводные отчеты, статистические данные, развернутые списки воспитанников, своевременно передает информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • Готовит проекты ответов на запросы различных органов, обращения граждан;
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по организации и проведению, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планом работы Дома ребёнка, в организации и проведении методической и консультативной помощи опекунам, (попечителям) и приемным родителям, которым в установленном порядке переданы на воспитание  дети из   Дома ребёнка;
  • Организует и координирует действия медицинских работников и педагогов по  проведению  мероприятий и  своевременному оформлению документации в отношении детей, оставшихся без родительского попечения;
  • Содействует развитию преемственности в работе  учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • Оказывает содействие устройству  на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить  (удочерить) ребёнка или принять под опеку  ребёнка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей;
  • Оказывает консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и методическую помощь законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей в целях профилактики отказа  родителей от воспитания своих детей, ограничения  или  лишения их родительских  прав;